ФГИС "МОЯ ШКОЛА"
С 1 января 2023 года все российские школы и профессиональные образовательные организации при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, используют только государственные информационные системы (ГИС). Это регламентировано поправками, принятыми в 2021 году в пункт 3.1 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
ФГИС «Моя школа» используется образовательными организациями в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа».
Преимущества использования ФГИС «Моя школа»
1) Безопасность информационной системы ФГИС «Моя школа» является государственной информационной системой самого высокого класса защищенности (К1), соответствует всем требованиям законодательства РФ, методическим документам ФСТЭК и ФСБ России, регламентирующим вопросы защиты информации. Это подтверждает аттестат соответствия ФГИС «Моя школа» требованиям по защите информации, выданный ФСТЭК 01.09.2022. В соответствии с Постановлением Правительства от 13 июля 2022 №1241 авторизация во ФГИС «Моя школа» может осуществляется только через «Единую систему идентификации и аутентификации» (ЕСИА) портала Госуслуг. Таким образом, авторизуясь в «Моей школе» с помощью учетной записи ЕСИА портала Госуслуг, пользователь получает самый максимальный уровень защиты персональных данных федерального уровня.
«Моя школа» - это федеральная государственная информационная система, созданная Министерством просвещения России для реализации образовательных программ общего и среднего профессионального образования. ФГИС «Моя школа» выступает в роли единой точки доступа для педагогов, учащихся и родителей к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории Российской Федерации.
2) Бесплатный обновляемый цифровой образовательный контент Авторизуясь во ФГИС «Моя школа», пользователь получает доступ к Библиотеке ЦОК и Библиотеке Министерства просвещения РФ.
Сервисы содержат в себе верифицированный образовательный контент для учеников с 1 по 11 классы, разработанный Академией Минпросвещения, Институтом стратегии развития образования и другими поставщиками образовательного контента. Это означает, что материалы прошли экспертную оценку и признаны соответствующим российскому законодательству и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Весь контент является общедоступным, бесплатным, разрабатывается по всем темам и предметам школьной программы. Обучающиеся получают возможность использовать бесплатные электронные книги, курсы, обучающие видео, интерактивные уроки для подготовки к занятиям.
3) Бесплатный доступ к текстам художественной литературы и аудиокнигам
Во ФГИС «Моя школа» содержится ссылка для перехода на сервис «Культура.РФ», в котором доступны для прочтения тексты произведений российской классической литературы и аудиокниги, подробные биографии отечественных писателей, неожиданные факты об известных произведениях, видеолекции и тесты для школьников и их родителей.
Помимо литературного раздела на сайте представлены рассказы об интересных и значимых событиях и людях в истории архитектуры, живописи, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и
памятниках природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в других современных интернет-форматах.
4) Использование технологий Smart TV в образовательном процессе Технология «Смарт ТВ» позволяет педагогам продемонстрировать контент разных форматов. Интерактивные задания, презентации или видеофайлы помогут учителю интереснее представить новый материал и при этом сэкономить время на подготовку к занятию. Ученикам же будет намного интереснее и удобнее знакомиться с новой темой. На самих устройствах «Смарт ТВ» установлено приложение, которое позволяет работать с сервисами ФГИС «Моя школа».
5) Получение доступа к цифровым помощникам ученика, учителя и родителя
«Цифровой помощник ученика» - образовательная платформа для обучающихся с индивидуальной траекторией подготовки к итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Помощник содержит верифицированные задания, позволяет отслеживать статистику достижений ученика, предоставляет возможность создавать уникальные тематические тесты. Сервис включает демоварианты ОГЭ и ВПР, есть возможность построения статистики достижений, получения информации о прогрессе усвоения тем, рекомендаций учебных материалов и подборок по 11 предметам школьной программы с 5 по 9 классы.
«Цифровой помощник учителя» - сервис для педагогов, который может использоваться при подготовке к аттестации, для создания портфолио, для подбора курсов повышения квалификации, а также поиска образовательных событий, проводимых для учеников, педагогов и родителей.
«Цифровой помощник родителя» - сервис для родителей, разработанный в целях выявления уникальных способностей и интересов ребенка. С помощью цифровой диагностики сервис подбирает наиболее подходящие кружки, секции и образовательные направления для всестороннего развития талантов ребенка.
Видеоролики с дополнительной информацией по использованию цифровых помощников доступны по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ lDEEwfvyAgJxbg .
6) Возможность автоматизации проверки домашних заданий, промежуточной аттестации для педагогического работника
Сервис «Тесты» предназначен для контроля степени усвоения обучающимися учебного материала. Учитель с помощью сервиса может проводить контрольные и пробные тестирования учащихся в заданный период, быстро проверять тесты (в том числе с помощью автоматической проверки заданий с выбором ответов), осуществлять экспертную проверку заданий с развернутым ответом, контролировать ход тестирования и его итоги. Инструкция по работе в системе «Тесты» для педагогических работников доступна по ссылке https://myschool.eduprosvet.ru/upload/iblock/dfe/i51yyppoizy 3l9os6hsapwvngq77878q.pdf (дата обращения: 03.09.2024).
7) Дополнительный канал информирования участников образовательных отношений ФГИС «Моя школа» позволяет публиковать новости и полезные ссылки, доносить необходимую информацию до пользователей на уровне региона, муниципалитета и школы, проводить опросы и изучать мнение обучающихся и их родителей, педагогических работников по вопросам организации учебного процесса. Опросы могут быть применены при оценке качества образования, сбора вопросов для проведении родительского собрания, при выборе актива обучающихся, внеучебных мероприятий, школьной формы, и др.
8) Возможность использования облачного хранилища Сервис «Мои файлы» — облачное хранилище документов, инструменты для создания, редактирования и совместной работы в режиме онлайн. В данном сервисе используется российское программное обеспечение «Р7-Офис», разработанное для государственных учреждений, в том числе учреждений системы образования. В состав используемого решения входят: редакторы текстовых документов, таблиц и презентаций, совместимые со всеми популярными форматами, платформа для совместной работы. Подсистема позволяет предоставлять доступ к файлам другим пользователям системы, скачивать файлы с внешних носителей.
9) Отображение данных электронного журнала и дневника из АИС «ЭПОС» Сервис «Электронный журнал/дневник» предоставляет возможность пользователям информационной системы получить доступ к расписанию уроков, домашним заданиям и оценкам обучающегося в электронной форме. Платформа интегрирована с автоматизированной информационной системой «Электронная Пермская Образовательная Система» (АИС «ЭПОС»), что позволяет всю информацию по расписанию, заданиям и оценкам транслировать в личных кабинетах обучающегося и законного представителя во ФГИС «Моя школа».
Инструкции по регистрации во ФГИС "Моя школа"
СФЕРУМ
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» - это российский коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ [1] и способствует достижение целейфедерального проекта«Цифровая образовательная среда»нацпроекта «Образование»[2]по модернизации и развитиюсистемы начального общего, основного общего и среднего общего образования.Платформа «Сферум» не заменяет традиционный урок, а призвана сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.
Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений.
Идеи о создании и развитии образовательной платформы возникли в 2020 году после вынужденного перехода образовательных организаций на дистанционное обучение. Образовательным организациям пришлось применять различные системы, в том числе зарубежные решения с хранением персональных данных за пределами России. Они не были предусмотрены для обучения, что приводило к регулярным срывам занятий и нарушениям учебного процесса.
Основной задачей платформы «Сферум» является помощь педагогическому работнику в организации образовательной деятельности. Данный образовательный ресурс не заменяет традиционное образование, а дополняет его и делает более эффективным [3].
Преимущества использования ИКОП «Сферум»
- Функциональность образовательной платформы
ИКОП «Сферум» используется для решениябольшого спектра учебныхзадач, таких как:
- общение в групповых/индивидуальных чатах между педагогами, учащимися и родителями, изучение мнения участников образовательного процесса (публикация опросов и др.);
- отправка и хранение учебных материалов;
- организация дистанционных занятий с учащимися, в случаях, когда посещение очных занятий невозможно (введение карантина в образовательной организации, неудовлетворительные погодные условия, участие обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсахи др.);
- повторение пройденного материала обучающимся в ходе просмотра записи урока;
- организация внеучебной деятельности обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов, экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
- организация сетевого взаимодействия (подключение к занятиям сотрудников иных образовательных организаций, культурно-просветительских организаций);
- проведение родительских собраний посредством видеоконференцсвязи;
- трансляция концертов образовательной организации и соревнований в режиме онлайн;
- ведение информационного канала образовательной организации, сообществ секций и кружков в учреждении;
- осуществление профессионального роста и развитие компетенций педагогических работников (участие в обучающих вебинарах, в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);
Данный список учебных задач не является исчерпывающим, разработчики коммуникационной платформы продолжают развитие данного сервиса.
Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет действующий электронный журнал и дневник. Домашние задания, оценки и расписание также продолжают размещаться педагогическими работниками в АИС «ЭПОС». Просмотр данных об успеваемости обучающегося доступно для учеников и родителей также через федеральную государственную информационную систему «Моя школа».
- Платформа является российским программным обеспечением, созданным для образовательной сферы
Согласно действующему законодательству при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, запрещено использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин [3].
Под данное ограничение на использование попадают иностранные информационные системы для обмена сообщениями (мессенджеры), ранее получившие широкое распространение при организации коммуникаций педагогов с учащимися и родителями. На сайте федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) размещен перечень мессенджеров, которые отнесены к иностранным на 01 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
ИКОП «Сферум» применяется как аналог иностранных мессенджеров, которые запрещены для использования при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, в том числе в сфере образования.
Аналогичных федеральных государственных образовательных платформ в Российской Федерации, созданных для коммуникации участников образовательного процесса не создано, ИКОП «Сферум» является единственным отечественным решением для использования в образовательной среде.
ИКОП «Сферум» включена в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (запись в реестре N 10192). Данные в Реестре российского программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.
Вычислительная инфраструктура для обеспечения работоспособности сервиса и дата-центры находятся в России. Разработчиком и правообладателем образовательной платформы является российская ООО «Компания ВК», которое входит в группу компаний VK. VK осуществляет свою операционную деятельность на территории России и действует в соответствии с российским законодательством. VK (МКПАО «ВК») зарегистрирована на территории РФ -
в специальном административном районе на острове Октябрьский Калининградской области.
- Безопасность
Платформа «Сферум» - это закрытое и безопасное пространство, в чатах находятся только проверенные пользователи – учителя, обучающиеся и их родители.Посторонние люди не могут присоединиться к чату класса/группы.В учебном профиле нет рекламы, спама и платных сервисов.
Присоединение обучающихся и родителей к учебным чатам образовательной платформы возможно через личный кабинет электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС» либо при получении ссылки-приглашения в чат от учителя. Более детально механизм создания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и алгоритм присоединения к чатам описан в инструкции, а также на сайте образовательной платформыhttps://sferum.ru.
Обращаем внимание, что создание учебного профиля в ИКОП «Сферум»не влечет за собой регистрацию в социальной сети «ВКонтакте». Если у пользователя уже есть аккаунт в социальной сети - он при входе в учебный профиль «Сферум» не деанонимизируется (то есть пользователи платформы не могут переходить на страницы «ВКонтакте» друг друга и даже знать о существовании таковых) [5].
VK-технологии повысили уровень защиты данных: в личном кабинете можно легко просмотреть сессии во всех сервисах со всех устройств и завершить неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей безопасности VK-технологии предусматривают привязку номера телефона и функцию подтверждения входа секретным кодом [6].
Решение об использовании электронного образовательного ресурса при реализации образовательных программ и организации дистанционной коммуникации в образовательной организации принимает директор образовательной организации. О принятом решении использовать ИКОП «Сферум» образовательная организация информирует обучающихся и родителей посредствам размещения информации наофициальном сайте учреждения, в ходе личных встреч и родительских собраний. В случае отказа родителей и обучающихся от использования ИКОП «Сферум» образовательный процесс может быть организован с использованием традиционных средств обучения по согласованию с администрацией образовательной организации.
|
Документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие использование коммуникационной платформы
[6] Письмо Минпросвещения России от 22.02.2022 № 04-127 «О направлении методических рекомендаций»;
«Электронная Пермская Образовательная Система» (ЭПОС)
Портал ЭПОС https://epos.permkrai.ru/
раздел для родителей: https://epos.permkrai.ru/school/roditelyam/
видеоинструкцию для входа родителей: https://drive.google.com/file/d/11M1M_PCD2qlcm6XBVI2UEADSPCQJxjXQ/view
видеоинструкцию для входа учащихся: https://drive.google.com/file/d/1fj3twFabnPwXUtGRy1rLhcv4NfIO9YlS/view
Уважаемые учащиеся и родители (законные представители)!
Для решения проблем в работе ЭПОС пользователю необходимо обратиться в образовательную организацию для проверки следующих данных: ФИО, дата рождения, электронная почта, с которой пользователь зарегистрировался в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Следует учитывать, что изменения, внесенные администратором образовательной организации в ЭПОС, вступают в силу на следующий день после 14.00 (кроме субботы и воскресенья). Если проблема не решена, администратор образовательной организации оформляет заявку в СТП.
При создании заявки в СТП необходимо указать тему заявки, проблему, ФИО, роль пользователя, территорию, наименование образовательной организации, действие, после которого возникает ошибка, а также прикрепить скриншот экрана используемого устройства или видео, подтверждающие ошибку. Во избежание регистрации нескольких заявок для решения проблемы одного пользователя рекомендуется направлять заявку на доработку через соответствующий функционал в ответном письме СТП.
Контактные данные СТП указаны на сайте ЭПОС https://epos.permkrai.ru/: тел.: +7 (800) 350-18-77, адрес электронной почты: support-epos@permkrai.ru.
Для направления сообщений о проблемах функционирования ЭПОС предусмотрена также форма обратной связи с возможностью прикрепления файлов и заполнением информации, необходимой для первоначального решения вопроса, в web-версии ЭПОС на стартовой странице https://edu-epos.permkrai.ru/support/support-form и в мобильном приложении.
В учебном профиле Сферум в VK Мессенджере (далее – ВКМ) на канале «ЭПОС. Новости» размещен алгоритм действий при возникновении проблем в работе ЭПОС https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-224991831&postId=99 .
Взаимодействие пользователей с администраторами ЭПОС осуществляется через классных руководителей или лично с администратором ЭПОС.
Администратор ЭПОС: Бурмантова Лилия Борисовна, burmantova_82@mail.ru, тел. (34240)25291